Внимание! Прежде чем начать пользоваться прибором, необходимо внимательно ознакомиться с его устройством, правилами эксплуатации и ухода, содержащимися в настоящей инструкции.
1. Назначение прибора Прибор предназначен для демонстрации явлений: 1 Поступления воды в корень растения на уроках ботаники в средней школе. Проводящей способности стебля и явления транспирации листьев. 2 Устройство прибора Прибор представляет собой U- образную стеклянную трубку. Одно колено трубки широкое, другое узкое. В широком колене помещают корневую систему растения. Растение закрепляют в приборе с помощью разрезной пробки. Чтобы стебель растения удобно было вводить в пробку, в ней просверлен канал. Узкое колено предназначено для показа изменения уровня воды в приборе по мере поглощения её корнями растения. Для отметки первоначального и конечного уровня воды на узком колене прибора расположены указатели. 3 Подготовка прибора к опыту и демонстрация опытов 1.Опыт по демонстрации поглощения воды корнями. Для демонстрации опыта необходимо иметь растение с неповреждённой корневой системой. Для этого за 2-3 недели до урока проращивают несколько семян культуры с крупной корневой системой (подсолнечник, фасоль).Перед проведением опыта одно из растений осторожно выкапывают, чтобы не повредить корней. Корни у такого растения отмывают от частиц почвы. Из выращенных растений для опыта выбирают наиболее сильные. Нижнюю часть стебля растения вводят в канал пробки. Чтобы стебель плотно прилегал к стенкам канала, их предварительно обмазывают размягчённым воском. Укреплять стебель в пробке следует осторожно, чтобы не повредить его. Наполнив прибор кипячёной остуженной водой (желательно подкрашенной), в его широкое колено опускают корни растения, а затем вращательным движением по возможности плотнее и глубже вводят пробку в горловину трубки. При этом под пробкой не должно оставаться пузырьков воздуха. После этого пробку тщательно обмазывают воском, чтобы предотвратить проникновение воздуха в прибор. После обмазки прибор проверяют на герметичность. Для этого его перевёртывают, закрыв пальцем отверстие узкого колена. Если в этом положении в узкое колено не будут проникать пузырьки воздуха, прибор готов к демонстрации. В противном случае укрепление растения в приборе и обмазку пробки придётся повторить. Перед демонстрацией опыта прибор закрепляют в штативе. Рассказав учащимся о задаче опыта и технике его подготовки, учитель устанавливает верхний указатель на узком колене прибора на туда, где находится уровень воды. Через некоторое время учащиеся заметят, что уровень воды в узкой трубке начинает снижаться. Это указывает на то, что растение поглощает воду из прибора. Конечный уровень воды отмечают вторым указателем. Учитель также должен пояснить, что в данном случае в поглощении воды принимают участие стебель и листья. Чтобы показать поглощение воды только одним корнем, острым ножом либо бритвой срезают стебель с листьями. После удаления стебля уровень воды в узком колене прибора продолжает падать. При изучении вопроса о поглощении воды корнями растения, учитель должен обратить внимание учащихся на тот факт, что растения из почвы поглощают воду с растворёнными в ней минеральными солями. Эти соли являются питательными веществами для растений. Поглощение производится корневыми волосками, а также молодыми частями корня. Старые же части корня, покрытые пробковой тканью, непосредственного участия в поглощении воды не принимают. 2.Опыт по демонстрации проводящей способности сосудов стебля растения, а также явления транспирации листьев. Для демонстрации опыта требуется побег бальзамина или герани. Полупрозрачные побеги и листья данных растений позволяют демонстрировать явления проведения воды сосудами стебля и эффект транспирации. Прибор собирается в последовательности, указанной выше (см. выше). Для демонстрации опыта воду в приборе следует подкрасить каким-либо ярким красителем. При этом следует обратить внимание на то, что краситель не должен задерживаться мембранами проводящих сосудов стебля (можно использовать тушь, чернила). При фиксации стебля растения в приборе следует по возможности избегать проникновение воздуха в проводящие сосуды стебля, так как пузырьки воздуха могут привести к их закупорке. После фиксации стебля прибор герметизируется и проверяется на герметичность. После закрепления в штативе, при условии полной герметичности, прибор готов к работе. При демонстрации опыта учитель обращает внимание учащихся на то, что снижения уровня жидкости в узком колене прибора сопровождается распространением красителя вначале вверх по стеблю растения, а затем по сосудам листовой пластинки. Учитель должен пояснить, что опыт демонстрирует способность стебля к проведению воды с растворёнными в ней минеральными веществами, и что расположение данных сосудов в стебле и листовой пластине растения можно определить благодаря их окрашиванию содержащимся в воде красителем. Вода поднимается по стеблю к листьям благодаря эффекту её испарения листовой пластинкой, который называется транспирацией. 4.авила хранения После окончания опыта прибор очищают от воска, моют и высушивают. Прибор и пробку хранят в коробке в сухом помещении с температурой 15-250С при относительной влажности воздуха до 80%. |